Что, призывник, головою поник?

Говорят, именно новобранцы в какой-то мере являются чем-то усредненным в социологическом плане. То есть, применив к общероссийской социологической статистике метод ключевой интерполяции, можно без труда спрогнозировать, как поведут себя рекруты в той или иной ситуации. Впрочем, 30 июня весенний призыв закончится — тогда и поглядим, каковы будут результаты. А пока — как относятся к призыву сами новобранцы и их родственники, друзья, знакомые?

Вот какую информацию "ПРАВДА.Ру" почерпнула с официального сайта Министерства обороны России. Всероссийский центр изучения общественного мнения, анализируя отношение россиян к военной службе, приходит к выводу, что число сторонников призыва зримо растет, тогда как доля поклонников службы по контракту сокращается. Причины этой тенденции социологи объясняют тем, что завышенные ожидания общества от перехода армии на контрактную основу пока не оправдались. При этом оценки существенно дифференцируются в зависимости от возраста, пола респондентов и типа поселений. Молодежь, женщины, жители Москвы и Санкт-Петербурга в большей степени "голосуют" за службу по контракту; представители старших возрастов, мужчины и жители села в основном полагают, что необходимо сохранение службы по призыву. Среди причин, объясняющих уклонение молодых людей от службы в армии, опрошенные чаще всего называли "дедовщину", издевательства со стороны "старослужащих" и офицеров (63 процента), угрозу отправки в Чечню или другие и "горячие точки" (43 процента) и, со значительным отставанием, тяжелые бытовые условия, плохое питание (18 процентов). В отношении других причин мнения самой молодежи и представителей старшего поколения сильно различаются: так, потерю двух лет для учебы и профессионального роста в качестве причины уклонения отмечают 16 процентов респондентов в возрасте до 24 лет и только 3 процента — старше 60 лет. И наоборот, старики вдвое чаще видят причины "уклонизма" в изнеженности призывников (12 процентов среди опрошенных старше 60 лет против 6 процентов среди молодежи до 24 лет) и в отсутствии чувства долга перед Родиной (15 и 7 процентов).

Не исключено, что данные опроса в армии будут встречены с определенным недоумением. Дело в том, что количество военнослужащих по призыву, проходящих службу в Чечне, постоянно сокращается. А с 2005 года их не должно быть там вовсе. "В соответствии с федеральной целевой программой к концу 2004 года в Чечне 42-я мотострелковая дивизия Минобороны и 46-я отдельная бригада Внутренних войск будут укомплектованы военнослужащими-контрактниками. И мы рассчитываем, что с 2005 года в Чечне не будет военнослужащих срочной службы", — об этом недавно заявил начальник Главного организационно-мобилизационного управления Генерального штаба ВС РФ генерал-полковник Василий Смирнов.

Казалось бы, опасений попасть служить в Чечню у "срочника" должно быть все меньше и меньше. Однако в обществе об этом, судя по данным социологов, не знают. Но виноваты в этом отнюдь не граждане, заполнявшие анкеты. Ситуацию с "дедовщиной" комментировать сложнее. Это явление, к сожалению, не миф, но и реальное положение дел в этой области значительно отличается от мнения, укоренившегося в общественном сознании. А значит, необходимо, по мнению социологов, более подробно рассказывать о службе в армии через гражданские СМИ, проводить дни открытых дверей в воинских частях и активно использовать другие способы донесения до общественности информации о реальном положении дел в Вооруженных Силах. Поэтому данные опроса надо рассматривать как оценку не жизнедеятельности армии, а ее информационному обеспечению. Вот такая "интерполяция". Интересно, что число российских ребят, желающих нести так называемую "альтернативную" службу, резко упало. Так что выше голову, призывник — прямая дорога тебе в это самое... под ружье!

Куратор Александр Артамонов
Александр Артамонов — военный обозреватель, редактор французской версии, ведущий обзоров «Контрольный выстрел» — на канале медиахолдинга «Правда.Ру» *