Не мыть нам сапоги в Индийском океане: Россия отказывается от авианесущих крейсеров

Министерство обороны Российской Федерации разработало план развития Военно-морского флота на период до 2040-2050 годов, пишет газета "Газета". Основными тезисами этого плана стали отказ от защиты интересов страны в океанах, и, как следствие, предпочтение в строительстве новых кораблей, которое будет отдано кораблям небольшого класса, действующим в пределах 500-километровой зоны территориальных вод страны.

"Мы уходим от кораблей большого класса, имеющихся сегодня и оставленных нам советским временем, и переходим к кораблям многофункционального применения", — заявил главнокомандующий ВМФ адмирал флота Владимир Куроедов. По словам Куроедова, "у России будут собственные фрегаты и корветы, аналогов, которым нет в мире". Главком считает, что "авианосец — это вопрос следующего десятилетия, сегодня говорить об этой составляющей флота рановато". Однако, по его словам, единственный российский авианесущий крейсер "Адмирал Кузнецов" останется в строю. Продавать, или списывать его никто не собирается. "Мы даже не думаем об этом", — заверил Куроедов.

Как объяснил в интервью изданию директор Центра анализа стратегий и технологий Руслан Пухов, флот будет вынужден избавиться от этого корабля. "Если он так нужен флоту — пусть флот его отремонтирует и ходит в походы. Единственный смысл существования "Кузнецова" - сохранение основного национального достояния в этой области, то есть палубных летчиков. Но содержать "Кузнецова" ради летчиков — это непозволительная роскошь", — сказал Пухов.

По данным руководителя Центра, в России осталось всего 12 летчиков палубной авиации, и обучать новых было бы выгоднее за границей — на украинском аэродроме в Саках или на проданном недавно Индии авианосце "Адмирал Горшков". По мнению Пухова, если продать "Кузнецова", наладить обучение можно в ближайшие годы, так как "Горшков" требует четырехлетнего ремонта.

Впрочем, "Адмирал Кузнецов" также находится не в лучшей форме. Спущенный на воду в 1989 году, корабль уже давно нуждается в капремонте. В настоящее время он базируется прямо на судоремонтном заводе "Севморпуть". Осенью 2003 году корабль попытались отправить на четырехдневные ходовые испытания, но он тут же начал тонуть.

По мнению эксперта, в ближайшие 15 лет о российских авианосцах стоит забыть. Гораздо выгоднее строить фрегаты и корветы, стоимостью соответственно 100 и 500 миллионов долларов.

Остатки былой роскоши

В этом году Россия расстанется с легендарной военной базой во вьетнамской бухте Камрань, которая больше 20 лет нам верно служила. Говоря об этой безвременной потере, генералы и адмиралы вздыхают: "Останется только один...". Ведь последний пункт материально-технического обеспечения флота — так официально именуют военно-морские базы, останется в Сирии. В общем, жалко конечно. И простому человеку, далекому от грубой военщины, грустно осознавать расставание с символами былого величия империи. В свое время Гитлер в знак своего могущества приказал установить статуи Зигфрида по границам третьего Рейха. Наши базы, причем военно-морские в особенности, при всем их чисто военном значении, играли и эту роль.

Говорят, Сталин воевал по глобусу, но судя по расположению зарубежных баз, это скорее применимо к его последователям. В послевоенный период СССР располагала военно-морскими базами на Кубе, в Сомали, Эфиопии, Вьетнаме, Польше, Германии, Йемене. Тогда, пожалуй, не осталось стороны света, в которой бы не слышалась матросская матерная речь.

Справка

В разные годы ВМФ СССР располагал военно-морскими базами на Кубе (Сьенфуэгос), Польше (Свиноустье), Германии (Росток), Финляндии (Порккала-Удд), Сомали (Бербера), Вьетнаме (Камрань), Сирии (Тартус), Йемене (Ходейда), Эфиопии (Нокра), Египте и Ливии. От былого могущества СССР ничего не осталось: ныне за пределами национальных границ России флот располагает двумя зарубежными узлами связи — Вилейки в Белоруссии и Бишкек в Киргизии, одним пунктом материально-технического обеспечения — это базы Тартус в Сирии и одной военной базой в Канте (Киргизия).

Наша сила в танках, а не в крейсерах

Война в Ираке в очередной раз доказала, что технологическое превосходство одной из воюющих сторон — это залог успеха в войне. Вывод напрашивается сам собой: российская военная техника мало пригодна для современных военных конфликтов. В противном случае Саддам до сих пор бы оставался президентом страны. Отечественный танковый корпус, насчитывавший 63 тыс. боевых машин и державший в страхе всю Европу и Азию (по расчетам Генштаба, за три дня советские войска на танковой броне должны были достичь Ла-Манша или Желтого моря), может оказаться в той же бумажной броне.

Сегодня этот бронекулак, предназначенный уже для отражения агрессии, изрядно одряхлел , став при этом втрое меньше — всего 20 тыс. танков. Из них только каждый пятый оценивается Минобороны как современный. Причем в основном это технические разработки 70-80-х годов, морально устаревающие (Т-72 и Т-80). Кстати, саддамовский Багдад делал ставку именно на эти марки танков, — пишет "НГ".

Однако и то, что именуется "современным танком", — продукция как минимум десятилетней давности. Именно столько времени Минобороны не заказывает танки у промышленности, за исключением нескольких десятков бронемашин марки Т-90. Но их мизерное количество общих пропорций не меняет. В ближайшие годы военное ведомство вовсе не предусматривает закупки новых партий танков.

Такая же неутешительная картина в авиации и подводном флоте. Нам так долго талдычат о модернизации вооружений, образцы которых ежегодно демонстрируются "Рособоронэкспортом" на всяких престижных выставках. А воз и ныне.

О том же самом читайте на английской версии ПРАВДЫ.Ру: https://english.pravda.ru/main/18/88/351/11952_navy.html

Куратор Александр Артамонов
Александр Артамонов — военный обозреватель, редактор французской версии, ведущий обзоров «Контрольный выстрел» — на канале медиахолдинга «Правда.Ру» *