Критические дни и идейный криз Фрэнка Джадда

Похоже, главный "специалист по Чечне" на Запале лорд Фрэнк Джадд уже исчерпал себя как политик и его услуги перестали быть для Европы незаменимыми. Во всяком случае, в ближайшее время комиссар Совета Европы Альваро Хиль-Роблес намерен сам посетить Чечню и лично ознакомиться с ситуацией в республике, на месте изучить вопрос о ходе подготовки к референдуму по принятию чеченской конституции.

А что же Джадд?.. Вначале напомним вкратце стремительное развитие событий последних дней.

Итак, на последней зимней сессии ПАСЕ в Страсбурге лорд Джадд заявляет, что уйдет в отставку с постов сопредседателя рабочей группы "Дума-ПАСЕ" и главного докладчика по Чечне. Свое решение лорд аргументирует тем, что Ассамблея не поддержала его предложения. Главным предложением Джадда было принятие европарламентариями резолюции, где было бы официально заявлено о необходимости переноса референдума по конституции Чечни с 23 марта на более поздний срок, — ПАСЕ же большинством голосов приняла компромиссную поправку, которая не требовала переноса сроков референдума в Чеченской республики. Тогда же глава российской делегации Дмитрий Рогозин заявил, что это есть "наша большая победа"...

Впрочем, буквально на следующий же день лорд Джадда, что называется, одумался и сказал, что, мол, его не верно интерпретировали.

"Я сделал только одно заявление, и оно опубликовано Советом Европы в том виде, в каком я зачитал его перед ассамблеей, - оправдывался Джадд, давая интервью журналистам. — Дословно я сказал так: мой вывод остается совершенно ясным — полноценный референдум не может состояться 23 марта... Если референдум состоится в запланированные сроки и я не смогу убедить российские власти принять мои аргументы, то в этих обстоятельствах у меня не будет иного выбора, кроме как подать в отставку. И с поста докладчика по Чечне, и с поста сопредседателя рабочей группы Госдума-ПАСЕ. А дальше — в Москве была запущена неправильная информация, что я якобы подал в отставку..."

Рогозин, однако, так не считал. Сегодня "Труд" публикует выступление председателя комитета Госдумы по международным делам и руководителя делегации ФС РФ в ПАСЕ, в котором Дмитрий Рогозин расставляет все точки над "i" в отношении господина лорда подданного Ее Величества правозащитника Фрэнка Джадда ( "Уходя уходи. Идейный криз лорда Джадда" ). И вот что говорит Рогозин касательно наделавшего столько шума поспешного "ухода" и "явления" вновь достопочтенного лорда:

"Есть такая милая шутка: в чем разница между англичанином и евреем? Правильный ответ: англичанин уходит, не прощаясь, а еврей прощается и не уходит. Но иные правила время превращает в предрассудки. Так, на минувшей неделе подданный Ее Величества, член палаты лордов и мой коллега Фрэнк Джадд, казалось бы, уведомил коллег о своей отставке с должности докладчика ПАСЕ по Чечне и сопредседателя совместной рабочей группы Дума — ПАСЕ по содействию политическому урегулированию в Чеченской республике (СРГ). Однако в понедельник уже опроверг свое заявление: мол, его неправильно перевели или не так поняли. Г-н Джадд обещал уйти в отставку в случае, если Парламентская ассамблея Совета Европы не потребует от России отказаться от проведения референдума в Чеченской республике 23 марта. Попробуйте с трех раз угадать судьбу Фрэнка Джадда как сопредседателя СРГ, если ПАСЕ данное его требование из текста своей резолюции исключила... На самом деле мотивы его решения гораздо глубже..."

То, что думает Дмитрий Олегович об истинных причинах демарша Фрэнка Джадда, мы чуть ниже еще процитируем.

Итак, доклад Джадда по Чечне, озвученный на ПАСЕ, получил однозначно негативную оценку в России, что неудивительно. И с тем большим оптимизмом было воспринят у нас тот факт, что Парламентская Ассамблея все-таки не пошла на поводу у крикливого лорда. Так, председатель Народной партии России Геннадий Райков подчеркнул, что Европарламент "наконец понял, что лорд Джадд вводил его в заблуждение". По словам Райкова, "нашей делегации удалось это доказать. Теперь весь мир знает правду о том, что происходит в Чечне. Здравый смысл победил".

Победил лорда Джадда. Все же — что тоже неудивительно — нашлись люди на Западе, поднявшие истеричные вопли по этому поводу и вопреки логике пытающиеся доказать себе и миру обратное. В частности, политолог Илья Мильштейн , захлебываясь от избытка переполнявших его чувств, в эфире "Немецкой волны" вещал в том духе, что, мол, "старый идеалист, лорд Джадд попросту устал дискутировать с циниками... Устал от оскорблений, от непонимания, от безнадеги... Метания лорда Фрэнка Джадда вполне понятны и особого удивления не вызывают... Такая уж у человека должность — докладчик Парламентской ассамблеи Совета Европы по Чечне... Такая судьба... Искать выход из абсолютного тупика, подвергаясь поношениям со всех сторон... Его российские партнеры, успешно делающие карьеру на чеченской войне, топтали лорда в силу исторической традиции, которая сложилась еще в чемберленовские времена..."

В общем бедный-бедный лорд Джадд. Конечно, нашлись и в нашей стране сочувствующие. Алексей Арбатов , член "Яблока", зампредседателя комитета ГД по обороне и Комиссии по содействию политическому урегулированию в Чеченской республике, в интервью "МН" заявил, что "принятая Советом Европы резолюция по Чечне оказалась достаточно аморфной, поэтому лорд Джадд и ушел в отставку..." То, о чем говорит Фрэнк Джадд, представителям "Яблока" и так хорошо известно, однако, к сожалению, умом Россию не понять , и г-ну Арбатову, как и лорду Джадду, остается только верить . Что авось, и к их мнению однажды где-то прислушаются.

Однако, вернемся к выступлению Рогозина. Какой же главный мотив ухода, больше напоминавшего паническое бегство с напоровшегося на железные скалы деревянного корабля?..

"Главная причина метаний уважаемого коллеги — в кризисе его подхода к существу чеченской проблематики и к пониманию угрозы международного терроризма . И кризис этот вызревал давно, - считает Рогозин (жирным выделено нами — С.С.). — Да, российской делегации в ПАСЕ и мне как ее руководителю приходилось несладко от явно недружественных выпадов со стороны ряда европейских парламентариев по чеченской проблематике. Порой разговор велся на повышенных тонах. Как-то мы вынуждены были во Дворце Европы даже хлопнуть дверью. Но гораздо труднее было отвечать на вопрос избирателей — зачем вообще нам сдался этот Совет Европы, где с нами считают возможным говорить унизительно менторским тоном? Сегодня мы можем отметить конкретный позитивный результат в нашей работе. Главное — мы усвоили язык, на котором следует говорить с европейскими коллегами, и научились убеждать их в правомерности своих подходов. Совместная рабочая группа (СРГ) Дума — ПАСЕ работала, как мне представляется, достаточно эффективно... При участии СРГ был начат политический диалог в Чечне... Однако именно на этом этапе СРГ натолкнулась на непреодолимые противоречия.
Фрэнк Джадд настаивал на невозможности проведения референдума, поскольку в нем не будут принимать участие те люди, "от которых зависит, будет ли мир". Я не склонен подозревать коллегу в злых намерениях, поскольку заблуждался не он один. В трагические дни "Норд-Оста" некоторые зарубежные политики и журналисты аккуратно называли террористов, ворвавшихся в театр на Дубровке, "вооруженными диссидентами" или "людьми, захватившими заложников". Хотя во всем мире люди, "совершившие преступное деяние против общественной безопасности путем захвата заложников, устрашения населения и создания опасности гибели людей с целью оказания давления на власти для принятия решений", именуются террористами.
О диалоге нынешней российской власти с этими террористами лорд Джадд не получал и — уверен — не получит "ни малейшего свидетельства", о чем он с сожалением и констатировал. Для нас совершенно очевидно, что в жестких условиях вооруженного противостояния не может быть третьей стороны. Масхадов, к которому продолжает испытывать глубочайшие симпатии г-н Джадд, находится в одном окопе с теми, чей криминальный и террористический послужной список не вызывает сомнений. Если он получает деньги от зарубежных спонсоров и координирует с ними свои бандитские вылазки, то его собеседником, по нашему глубокому убеждению, кроме Джадда, может быть только прокурор..."

Как видим, в отношении Фрэнка Джадда Дмитрий Рогозин ведет речь больше о заблуждениях , нежели сознательной политике . Что ж, возможно, тем горше сейчас положение у лорда — похоже, свои ошибки он признавать никак не умеет. Тогда как не замечать их сейчас уже так же сложно, как и "слона за бумагами не приметить".

"Сегодня, когда мир вступает в новую эпоху, Москва уже не скрывает презрения к Страсбургу..." Слова упомянутого нами политолога "Немецкой волны" Мильштейна, пекущегося о чести Фрэнка Джадда, будут, несомненно, слабым утешением лорду и подданному Ее Величества.

Фото: Вести.Ru

О том же самом читайте на английской версии ПРАВДЫ.Ру: http://english. pravda.ru/main/2003/02/06/43054.html

Автор Андрей Михайлов
Андрей Михайлов — офицер, журналист, собственный корреспондент Правды.Ру в Северо-Западном федеральном округе
Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *