К 85-й годовщине. Великий Октябрь и шансы спасения рода людского

- СССР был заведомо обречен на гибель сталинизмом, закономерно породившим Горбачева...

- Это противоречит фактам, ибо СССР при "сталинской модели" провел индустриализацию, победил Гитлера, воспрянул из пепла, стал второй по могуществу державой мира!

Могло показаться, что международный симпозиум "Мировой социализм в ХХI веке", только что прошедший в Пекине, был посвящен 85-й годовщине Великого Октября. В действительности, организаторы (Китайская академия общественных наук и ряд НИИ обществоведения) приурочили его к открывающемуся 8 ноября 16-му съезду Коммунистической партии Китая. Однако, тема Великого Октября и рожденного им Советского Союза не могла не стать здесь одной из ведущих, как не могло не возникнуть по ходу дискуссий и противостояния по вопросу о Сталине.

"Зачинщиком" явился профессор МГУ Александр Бузгалин (чье суждение приведено первым), ему возразил Ситарам Йечури из Индии. В завязавшейся дискуссии некоторые из участников-китайцев оказались на бузгалинской стороне. Процитирую пекинского профессора Чжан Гуанмина:

"Отринув химеры и переосмыслив историю, нельзя не обнаружить глубинной связи между сталинской моделью и крахом СССР. Сталинское правление представляло собой лишь крайнее выражение этой модели, которая после его смерти продолжала функционировать. Она постепенно смягчалась, когда наиболее беззаконные методы отменялись, а привносились умеренные, разумные элементы. Но хотя она не была уже столь ужасной как прежде, ее истинная суть существенно не изменилась. Реформы Михаила Горбачева фактически подвели запал к длительно скрывавшимся внутренним противоречиям, и они в конечном счете взорвали сталинскую модель".

...Помнится, еще на симпозиуме "Причины распада СССР и последствия этого для Европы", прошедшем в Пекине пару лет назад, обратил на себя внимание не просто "антисталинистский", но даже антисоветский настрой ряда ученых — и китайских, и зарубежных.

Причина данного феномена, думается, — в том, что разбирательство обстоятельств гибели СССР и советского социализма сейчас весьма политизировано , идет по колее традиционной кремленологии, в ролях экспертов и судей выступают активисты "холодной войны", стремящиеся обосновать свою в ней правоту. А в КНР, между прочим, борьба против КПСС и СССР была одним из ведущих направлений внешнеполитической и идеологической работы на протяжении доброй четверти века (как и в СССР — борьба против маоизма).

Разумеется, по адресу СССР (да и "сталинской модели") на симпозиуме было сказано немало добрых слов. Так, профессор Ли Сингэн из Центрального бюро переводов при ЦК КПК отметил, что достижения Советского Союза в социалистическом развитии доказали превосходство социалистической системы; социалистическая система из десяти государств, возникшая после 2-й Мировой Войны, явилась силой, способной противостоять капиталистической системе и активно защищать мир во всем мире; достижения социалистических стран оказали большое влияние на капитализм (с ним китайский исследователь связал, в частности, рузвельтову программу выхода из депрессии 30-х годов).

Похвалы по адресу Великого Октября, осуществленной в сталинские годы индустриализации высказали профессор Университета Восточного Китая Цзян Ци, профессор (из Шанхая), профессор Школы международных отношений столичного Народного университета Чжун Япин.

Критики СССР, однако, были в численном большинстве. "В определенные моменты, особенно во время войны или подготовки к войне сталинская модель была действенна и полезна, ибо позволяла мобилизовать социальные сил. Трудовые и материальные финансы могли быть мобилизованы за краткое время, чтобы реализовать любой проект. Но как бы эффективно это ни было, бесспорно, что сталинская модель - есть деформированная, дефектная и неуравновешенная индустриальная структура, препятствующая быстрому улучшению жизненного стандарта людей", — заявил на симпозиуме профессор Чжоу Шанвэнь из Шанхая.

Чжан Гунъюнь из Института стратегических и международных исследований при Партийной школе ЦК КПК, Ли Хойбинь из Уханьского университета, Чэнь Чжихуа из Института мировой истории Академии общественных наук положительно оценили лишь НЭП, отход от которого квалифицировали как тяжкую ошибку, исток пагубного, по их мнению, планового хозяйствования. Некоторые участники дискуссии вообще не увидели в советской истории светлых пятен. Некоторые даже склонны возлагать на СССР едва ли не большую ответственность за ракетно-ядерную гонку, чем на США.

В целом, негативизм по отношению к советской модели был на данном симпозиуме интенсивней, чем на позапрошлогоднем, и на то есть свои причины. Особенность момента: Компартия Китая вплотную подошла к 16-му съезду, весьма незаурядному по целевым установкам. По утверждению экспертов, на нем предстоит смена руководства ввиду достигнутого ведущими лидерами страны возрастного лимита. Естественно, что идеологические силы партии и государства мобилизованы на то, чтобы закрепить курс Дэн Сяопина — Цзян Цзэминя на радикальную рыночную перестройку Китая. А опыт советского планового хозяйствования косвенно противостоит проводимой здесь сейчас в жизнь модели "социализма с китайской спецификой", базирующегося на рыночной экономике (с упором на индивидуальное потребление как движитель производительных сил) и на максимальную открытость во внешний (т.е. капиталистический) мир.

"Прикладной" характер ряда китайских докладов сквозил уже в их заглавиях: "Китаизация марксизма, ее эволюция и условия, нужные для успеха"; "Глобализация и социализм с китайской спецификой"; "Новые вариации в мировом социалистическом движении и восхождение социализма с китайской спецификой"; "Что такое: социализм с китайской спецификой и дискуссии о его статусе в мировом социалистическом движении"; "Сопоставление положения о тройном представительстве с ренессансом социализма в 21 веке".

Поясню, что трудное для перевода словосочетание "саньге дайбяо" ("тройное представительство"), расцененное в Китае как важный вклад Цзян Цзэминя в теорию социализма, подразумевает, что КПК представляет: во-первых, интересы развития передовых производительных сил; во-вторых- передовую культуру китайской нации; в-третьих- коренные интересы широчайших народных масс. Этот тезис (не совпадающий с установками Мао Цзэдуна об опоре на рабочий класс и крестьян- бедняков, о ставке на классовую борьбу) ныне — в эпицентре идеологической работы.

Зарубежные ученые, приглашенные на симпозиум из десяти стран, воздали должное внушительным экономическим успехам Китая. Но тематика их выступлений во многих случаях имела более широкий охват. Ряд свежих, незатасканных идей, прозвучавших по ходу симпозиума, дает основания для вывода, что марксистская мысль в мире не только не зачахла под воздействием понесенных потерь, но напротив, переживает ренессанс.

Ярко выступивший Вади Халаби из Центра марксистского обучения в Кэмбридже (США) высказал неожиданную, но глубокую мысль: гибель СССР есть следствие... кризиса мирового капитализма. В США, по его словам, ныне бездействуют 25 процентов промышленных мощностей, в Японии — 30 процентов. С 1986 по 1996 год число безработных в мире почти удвоилось, достигнув миллиарда. Сейчас на нашей планете идет не меньше тридцати войн... В свое время дестибилизацию обстановки в Польше, считает Хабиби, повлек отказ капиталистических стран (из-за экономического кризиса) от импорта ее стали. Весьма реальная военная угроза Советскому Союзу со стороны капиталистического мира, продолжал ученый, возрастала по мере роста проблем капитализма, тогда как вынужденные усилия СССР по укреплению своей обороны приумножали его внутренние трудности. "А разве о фиаско социализма говорит упадок сегодняшней России? — риторически воскликнул американец.- Напротив, здесь налицо фиаско капитализма!"

На углублении кризиса современного капитализма акцентировал внимание и один из участников-китайцев, проф. Ло Вэньдун из Института Марксизма Китайской академии общественных наук: ныне оборот валютных масс в мире, отметил он, составляет два триллиона в сутки, но лишь 10 проц. этой суммы идут на цели торговли и инвестиций, остальные 90 проц.- на валютные спекуляции.

Как столкновение двух разных цивилизационных систем квалифицировал борьбу, развернувшуюся вслед за победой Великого Октября , упоминавшийся выше индийский марксист-коммунист Ситарам Енчури:

"Социальное и политическое освобождение миллиардов людей от капиталистического и колониального гнета явилось плодом "титанических столкновений" между империализмом и социализмом в течение 20-го века... Капитализм погрузил человечество в две варварские мировые войны, заклавшие миллионы жизней. Он произвел и применил ядерное оружие, породил ядерную гонку, систематически вмешивается во внутренние дела независимых стран, организует государственные перевороты, навязывает реакционные и диктаторские режимы во имя поддержания своих интересов... Со своей стороны, социалистические революции и национально-освободительная борьба дают человеческой цивилизации новое, богатое содержание."

О том же, но с философского угла зрения сказал на симпозиуме Анатолий Шендрик, профессор Академии культуры и социальных наук (той, что прежде именовалась Центральной комсомольской школой). В докладе "Социализм как цивилизационная альтернатива" он аргументированно, демонстрируя блестящую эрудицию и убедительную логику, обосновал пагубность и бесперспективность для рода людского так называемой "фаустовской цивилизации", рожденной западным капитализмом, что проявляется в фетише потребления, дегуманизации общества, отчуждении человека от духовных ценностей, от природы и от самого себя. Факт гибели советского социализма он оценил следующим образом:

"По сути, усилиями всех антикоммунистических сил была торпедирована попытка цивилизационного прорыва, попытка создания цивилизации более совершенной, чем "фаустовская", которая сегодня претендует на лидерство в мире и которая стремится решать свои проблемы за счет тех, кто не входит в "золотой миллиард"... Единственным проектом, который может и должен быть принят человечеством, если оно желает выжить и развиваться дальше, является социализм" .

Итак, "призрак коммунизма", замеченный Марксом и Энгельсом еще в середине позапрошлого века, отнюдь не сошел со сцены, дело Великого Октября живет в умах многих людей, дает им надежду.

Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *
Обсудить