Касьянов снимает гриф секретности с правительства

Я вам покажу! — мы вам ничего не дадим показывать... мы вам сами все покажем!

 

(фраза из к/ф "Гараж", реж. Эльдар Рязанов)

Стоит ли вообще управляемым знать правду (полправды, четверть правды) о тех лицах и структурах, которые осуществляют управление?
У нас теперь все как на Западе: у них Рождество и у нас Рождество, даже два, у них беспрепятственный доступ к информации — правило, у нас — исключение, но это пока. Российское правительство решило перенять опыт развитых стран, в первую очередь США, где каждый день пресс-секретарь президента, его помощники, заместители глав ведомств и т.д. выдают "на-гора" внушительные потоки информации, которые впоследствии формируются СМИ. В России этого практически нет, но опять же оговорюсь, пока нет.

Российское правительство на своем последнем заседании в уходящем году рассматривает проект постановления по обеспечению большего доступа граждан к информации о деятельности кабинета и министерств. Об этом заявил в четверг премьер-министр РФ Михаил Касьянов. По его словам, вопрос о большей открытости кабинета министров рассматривался еще год назад на встрече с представителями гражданского общества.

"Сегодня предстоит рассмотреть постановление, которое утверждает в нормативном плане формат предоставления доступа к информации по 65 направлениям деятельности правительства и министерств", — отметил Касьянов. Премьер сообщил, что вскоре будет подготовлен и соответствующий законодательный акт. Обеспечение доступа граждан к информации о деятельности правительства, по мнению Михаила Касьянова, увеличит открытость, создаст прозрачность работы кабинета министров, а также будет способствовать большему доверию граждан к власти. Кроме того, подчеркнул премьер, эти меры кабинета министров будут призваны также ликвидировать злоупотребления, которые порой допускают представители федеральной власти. "Мы должны шаг за шагом реализовывать конституционное право граждан на получение информации о деятельности властей", — резюмировал председатель правительства РФ.

В России существует несколько градаций закрытой информации. Во-первых, это то, что попадает под законодательно оформленное решение о государственной и военной тайне. В любом обществе есть такие нормы, их необходимость не вызывает у любого вменяемого человека никаких сомнений. Здесь можно рассуждать о пределах распространения таких норм. Ко второй градации относятся все виды коммерческой тайны. В частных субъектах бизнеса больше волюнтаризма, больше информации, которая в интересах общества не должна быть засекречена. Прозрачности при этом во второй категории отнюдь не меньше, чем в первой. К третьей градации можно отнести реально закрытую информацию, которая засекречивается незаконно, усилиями бюрократии — как государственной, так и корпоративной. Здесь царит самый большой произвол. Часто он усиливается по причине отсутствия у общества не только специфических поисковых информационных служб и компетентных профессионалов, но и знаний о самой информации, которую следует раскрыть. Кроме того, существует категория частной информации, которую каждый человек секретит сам. Поэтому те же правозащитники, которые ратуют о рассекречивании всего и вся, вряд ли согласятся на открытие частной информации о самих себе, о реальной деятельности своей организации и т.д. ( Виталий Третьяков, главный редактор Независимой издательской группы ).

Где тот критерий, по которому будет определяться, является данная информация закрытой или нет? Чем мучаться сомнениями, что можно, а чего нельзя выдавать на всеобщее обозрение, лучше уж все засекретить. У них там за океаном тоже не рай, но информационного голода пока что не наблюдается.

В западных странах существует среда, через которую закрытая информация может в силу определенных обстоятельств выходить наружу, становиться публичной и тем самым влиять на власть. Разница заключается лишь в том, что демократическая система позволяет эту информацию скрывать в течение некоторого времени, недемократическая система хоронит эту информацию насовсем. В 1966 году американский журналист Джек Андерсон мог опубликовать свое расследование о незаконных действиях Пентагона во Вьетнаме, в СССР нечто подобное в отношении Афганистана было принципиально невозможно. Такая среда отсутствует в России и поныне, но к ее возникновению нам надо стремиться. Власть делает первый шаг в этом направлении, дождемся ли второго.

О том же самом читайте на английской версии ПРАВДЫ.Ру:

 

 

Автор Алексей Корнеев
Алексей Корнеев — журналист, корреспондент информационной службы Правды.Ру
Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *