В Совете Федерации предложили создать патриотический стоп-лист для иностранных НКО

Стоп-лист для "демократизации"

"Патриотический стоп-лист" для иностранных некоммерческих организаций, которые работают в ущерб интересам России, предложили создать в Совете Федерации. На эти цели в 2014 году было выделено 70 миллиардов рублей, заявил глава международного комитета Совфеда Константин Косачев. Увеличение в два раза по сравнению с 2013-м, отметил он.

Сенатор отметил, что во многих странах по уже сложившемуся "иракскому" или "югославскому" сценарию происходит вмешательство в общественную жизнь граждан с тем, чтобы сменить законную власть на лояльные себе режимы.

Причем в Вашингтоне не считают нужным делать тайну о размерах "помощи". В связи с чем Константин Косачев напомнил о заявлении помощника госсекретаря Виктории Нуланд, которая сообщила, что "развитие гражданского общества" на Украине США выделили порядка пяти миллиардов долларов.

Речь, правда, идет о всем времени постсоветской истории этого государства. Но, во-первых, это только та цифра, которую назвала Нуланд. При другие каналы "помощи" можно только догадываться. Во-вторых, это только одна страна…

Говоря о деятельности иностранных НКО в России, Константин Косачев отметил, что в случае с нашей страной "раскручивается тема с соблюдением прав человека".

Здесь, собственно, далеко за примерами ходить не надо. Вспомнить хотя бы истерику после принятия закона о запрете пропаганды нетрадиционных отношений среди несовершеннолетних. Которая после Олимпиады в Сочи разом стихла.

Председатель комитета Совета Федерации по конституционному законодательству Андрей Клишас считает, что "иностранное финансирование некоторых НКО может стать материальной базой для формирования различных экстремистских групп, подрывающих конституционный строй и территориальную целостность в стране, что мы все увидели совсем недавно на территории Украины".

"Формирование патриотического стоп-листа — серьезный и необходимый шаг в условиях сегодняшних реалий. Ряд стран ЕС и США активно финансируют процессы "демократизации" по всему миру и естественно делают это открыто, так как убеждены в своих благих намерениях. Но почему-то эта самая "демократизация" сопровождается государственными переворотами, человеческими жертвами, гражданскими войнами и разрушением экономики", — цитирует главу комитета РИА Новости.

В числе фондов сенаторы называли организации, которые, в общем-то, хорошо известны. Это Национальный фонд поддержки демократии (National Endowment for Democracy, NED), фонд Сороса, Международный республиканский институт (International Republican Institute, IRI), фонд Макартуров (MacArthur Foundation).

Ныне деятельность некоторых из этих фондов в России либо запрещена (речь о Национальном фонде поддержки демократии), либо они — формально — свернули свою деятельность. Фонд Сороса сделал это еще в 2003 году. Но структуры, созданные при участии фонда, продолжают активную работу и без его участия. Среди таковых значатся Московская высшая школа социальных и экономических наук, фонд культуры и искусства Институт ПРО АРТЕ, некоммерческий фонд поддержки книгоиздания, образования и новых информационных технологий "Пушкинская библиотека".

Активность других была сильно ограничена после принятия закона об НКО — иностранных агентах, вокруг которого и по сей день ведутся споры.

Но споры спорами, а стоит напомнить, что тот же фонд Макартура выделял российским правозащитным организицям сотни тысяч долларов. Например, движение за "Права человека" Льва Пономарева получило с 2009 года порядка 150 тысяч долларов, а Московскую Хельсинкскую группы фонд осчастливил и вовсе на 750 тысяч. Хотя, конечно, эту цифру не сравнить с 2,5 миллионами, полученными Московским центром Карнеги…

Ограничения, надо сказать, довольно-таки ограниченные… Недавно секретарь Общественной палаты РФ Александр Бречалов отмечал, что реальное количество НКО, пользующихся поддержкой из-за рубежа превышает четыре тысячи. Тогда как в реестре НКО-иностранных агентов минюста нет и сотни организаций.

Вообще, о размахе работы может свидетельствовать хотя бы тот факт, что фонд Макартуров за последние 30 лет своей деятельности выдал грантов на четыре миллиарда долларов в 60 государствах. И это — только один фонд.

Хоть деятельность Национального фонда поддержки демократии в России и запрещена, это не помешало ему в прошлом году выдать российским организациям грантов более чем на девять миллионов долларов. Как и Международной республиканский институт (который, кстати, возглавляет сенатор Джон Маккейн, именующий нашу страну "бензоколонкой, маскирующейся под государство"), NED частично финансируют американские власти — агентства США по международному развитию (USAID), конгресса и т. д.

Маккейновский институт до недавнего времени проводил тренинги для депутатов (причем от муниципального уровня до Госдумы), а также политических партий.

И можно было бы принять аргумент, что эти тренинги и финансирование тех же правозащитников направлены исключительно на общественное развитие и никакого отношения к политике не имеют. Но тогда почему в нашей стране само слово "грант" стало едва ли не ругательным? Да и постоянные примеры участия сотрудников и "воспитанников" фондов в "цветных революциях" по всему миру как-то не способствуют восприятию аргумента о сугубо альтруистской деятельности.

Остается добавить, что с созданием "стоп-листа" в Совете Федерации медлить не собираются. По словам Андрея Клишаса, этот вопрос будет обсуждаться с коллегами и представителями профильных ведомств РФ — МИД, минюста, МВД и других — на специальных семинарах-совещаниях, которые пройдут до восьмого июля.

Читайте также:

В Совете Федерации предложили "патриотический стоп-лист"

Шум вокруг "Династии": дело только в науке?

Как демократия стала товаром и чем это нам всем угрожает

В России действует несколько тысяч финансируемых Западом НКО

Автор Антон Куликов
Антон Владимирович Куликов — журналист, обозреватель Правды.Ру
Куратор Олег Артюков
Олег Артюков — журналист, обозреватель отдела политики Правды.Ру *
Обсудить