Дмитрий Абзалов о присоединении Крыма

"В случае с Крымом долгосрочной стратегии не было"

Главный редактор Pravda.Ru Инна Новикова и президент Центра стратегических коммуникаций Дмитрий Абзалов обсудили годовщину важнейшего исторического события — воссоединения Крыма и Севастополя с Россией. Почему это произошло и что сейчас происходит на Украине? Почему она продолжает разрушать саму себя, скатываться в хаос и не может остановиться?

— Прошел год, как Крым вернулся на Родину. Что можно сказать сейчас об этом великом событии с экономической и политической точек зрения? Какие последствия это повлекло, какое влияние оказало и оказывает на Россию и весь мир?

— Помимо самого события, важна еще его интерпретация. Фильм "Крым. Путь на Родину" — это как раз попытка сформулировать позицию Российской Федерации. Россию и раньше постоянно обвиняли, что она хочет присоединить какие-то территории. Но совершенно ясно, что даже в случае с Крымом долгосрочной стратегии не было. Здесь было очень сложное решение, особенности его принятия как раз и были более-менее отражены в фильме. Как показали последующие события, ситуация в Крыму могла развиваться по донбасскому сценарию, причем даже в еще более худшем варианте.

Там планировалось развязать национальный конфликт с участием крымских татар — такую схему разыгрывал еще Ющенко.

Вооруженные столкновения были бы с большим количеством жертв. На территории Крыма присутствовали российские вооруженные силы, и это была самая насыщенная войсками территория Украины на момент присоединения. Там была большая пороховая бочка. И сам факт того, что удалось спокойно и тихо все реализовать — это как минимум сохраненные тысяч жизней, которые из-за большой трагедии не удается сохранить на Донбассе.

В политическую систему Украины Крым никогда не входил. Это была всегда автономная структура. Вопрос по Крыму возник сразу после развала СССР, потому что к Украине он имел очень опосредованное отношение.

Наконец, у Крыма была своя Конституция — это был отдельный, особенный субъект. И даже до последнего времени он оставался единственным автономным округом, автономным субъектом на территории унитарной Украины.

Поэтому история, в том числе история присоединения к Украинской ССР — это история российской территории, он был ближе к РСФСР.

То же самое касается экономики. Значительная часть экономики запитана или на военно-промышленный комплекс, который зависит от Черноморского флота России. Украина не модернизировала свои вооруженные силы морские уже лет 10 и благополучно сливала активы, которые там находились, например, судостроительные и судоремонтные заводы.

Туристический контур также во многом ориентировался на россиян. Значительная часть бизнеса, особенно связанного с агропромышленным комплексом, активно работала с Россией. Наконец, социально-культурный срез. Социологические опросы, проведенные и российской и украинской стороной еще до 2013 года — да начала всех этих историй, показали, что более 75 процентов граждан уже тогда высказывались за присоединение.

— Почему тогда вообще такие вопросы ставились?

— А потому что всегда Крым рассматривался Украиной как территория с неопределенным статусом, тяготеющая к Российской Федерации. Так было всегда было. Более того, там и раньше были попытки провести референдумы, но они блокировались украинской властью.

Плюс ко всему, Крым оставался фактически заповедником советской экономики, как ни парадоксально. Крыму обещали финансирование для развития автодорожной инфраструктуры, для создания того же самого моста. Сама идея строительства моста принадлежала Украине. Она собиралась ее реализовать с Российской Федерацией для того, чтобы активизировать экономическое развитие Крыма.

— К Крыму Украина и относилась как к пасынку.

— Это касается всех территорий и отраслей. Не было никаких инвестиций даже в металлургию, которая является как бы становым хребтом Украины. Просто использовались, нещадно эксплуатировались объекты, построенные еще Советским Союзом. Практически никакой модернизации не проводилось. Значительная часть печей остаются доменными. В современной металлургии это все равно, что машины ездят на деревянных колесах. То же самое — знаменитое теперь Дебальцево, которое является основным пунктом переправки угля, обеспечения металлургии и отгрузки ее продукции. Даже там модернизация железнодорожного полотна происходила на очень малых участках.

Украина в экономике, политике и других направлениях сама целенаправленно и последовательно толкала свои субъекты к децентрализации. Был принят закон о языке, потом был отменен. Зачем его принимали? Решения об ужесточении ответственности за митинги… Новая информационная политика, новая экономическая политика… Фактически сами вытолкали Крым и выталкивают другие регионы. На Украине вообще отсутствуют долгосрочные правила игры, хотя бы их фиксация в документах, хотя и она ничего не значит. Это очень серьезная проблема, которая дестабилизирует обстановку.

Сейчас в Крыму три официальных языка. Крымские татары выиграли от присоединения к Российской Федерации. Так считает 95 процентов опрошенных среди них. Но экс-глава меджлиса стал депутатом украинской Рады, ездит по Европейскому союзу и рассказывает, как тяжело живется татарам, хотя сам давно в Крыму не был, с меджлисом в Крыму уже все связи порваны, а сами крымские татары негативно относятся к украинским событиям и его деятельности.

— Он же даже не крымский татарин, а казанский.

— Но он претендует на выражение позиции Крыма.

— Всегда найдут хотя бы пять человек в политической иммиграции или подполье, которые будут лить грязь. Но на международном уровне тоже постепенно меняется восприятие ситуации, потому что миллион раз кричать волки, когда их нет, тоже невозможно.

— Есть Донбасс. Такое могло быть в Крыму. Но он успешно и бескровно вернулся и интегрировался в Россию. В свое время переваривался Гонконг в составе Китая. А Крым в отличие от Гонконга уже был встроен в наши систему. В конце концов, опыт Соединенных Штатов прекрасно показывает — Техас благополучно пережил вхождение в американский контур, хотя он, в отличие от Крыма, был захвачен США у Мексики военной силой.

— Вообще США изначально — это 13 штатов, которые приняли Декларацию независимости от Англии.

— Да. Это — фактически тоже что сейчас ДНР, ЛНР, Приднестровье или Абхазия. Международное признание тоже было далеко не сразу. - Но как раз США сейчас стараются подмять весь мир, а больше всего давят на своих европейских союзников.

— И больше всего на Меркель. Но на нее давят с разных сторон. Меркель сейчас нужно решать большой вопрос: она все-таки будет президентом Германии или будет партнером США? Потому что в данном случае эти позиции сильно расходятся. Плюс ко всему сформировалась позиция стран, в основном Восточной и Южной Европы, которые начинают выступать фрондой. Причем, если Италию можно было раньше заподозрить в симпатиях к Российской Федерации, то например, Испанию сложно.

Уже начинают подниматься вопросы о смысле евроинтеграции, она все чаще и серьезней ставится под сомнение. Для сохранения проекта единой Европы необходимо показать единство, но на санкциях единство разбивается. Если давление продолжится, то может быстро набраться критическая масса и последовать раскол ЕС.

Читайте также:

Мэр Симферополя: Главное, что мы в России — остальное приложится

Западные СМИ о фильме "Крым. Путь домой"

Крым: год как эпоха, 23 года — как дурной сон

Интервью с публикации подготовил Юрий Кондратьев

Беседовала

Автор Инна Новикова
Инна Новикова - с 2000 года - генеральный директор, главный редактор интернет-медиахолдинга "Правда.Ру". *
Куратор Олег Артюков
Олег Артюков — журналист, обозреватель отдела политики Правды.Ру *